Дистанционное обучение

                       


АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

ДОТ / ЭО_2023-2024 учебный год

МР 2.4.0330-23. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации)

Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях
Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, очно-заочного формата обучения (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4231/06.1-28)
Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ в условиях временных ограничений осуществления образовательного процесса в очном формате (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4232/06.1-28) 
Методические рекомендации по структуре урока при организации образовательного процесса для обучающихся 5-11-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с соблюдением требований СанПиН


РЕКОМЕНДАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ПЛАТФОРМ ВКС

Данному критерию удовлетворяют такие системы BKC, как Jazz от Сбер,  Webinar.ru.,  «Звонки от Mail.ru» и «Звонки Вконтакте».

Можно использовать сервисы, которые внесены в Реестр отечественного ПО:

TrueConf Onliпe, который позволяет создавать видеоконференции до 40 участников в режиме «Видеоселектор» и до 6 участников в режиме «Все на экране»;

Яндекс.Телемост, который позволяет создавать видеоконференции до 40 участников. На территории Донецкой Народной Республики для функционирования временно может потребоваться использованием VРN-сервисов.

Обращаем Ваше внимание, чтo системы BKC, разработанные иностранными компаниями, не являются надежным решением с точки зрения информационной безопасности.

ссылка на письмо

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-УРОКОВ!

Рекомендуемая форма проведения онлайн-урока:

- организационный момент, объяснение нового материала, комментарии по выполнению обучающими самостоятельной работы, домашних заданий, выполненных ранее, рекомендации по самостоятельному изучению материала и выполнению заданий – 15 минут;

- самостоятельное изучение, закрепление материала (под руководством учителя) – 5 минут;

- выполнение заданий, предоставление отчета (выполненных заданий) по окончании учебного занятия (учитель вправе определить число обучающихся, направляющих преподавателю выполненные на уроке задания или отчет) - 15 минут.

В целях недопущения излишней перегруженности обучающихся при формировании образовательного контента учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и для организации самостоятельной работы обучающихся учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

- лекционный материал (текстовый) - не более 3 страниц;

- задания в виде презентаций – 8-10 слайдов (с титульным слайдом и литературой);

- проверочная работа – не более 3-4 заданий;

- контрольные вопросы по лекционному материалу - не более 5 вопросов;

- тестовые задания – не более 10 заданий;

- итоговое тестирование (для подведения итогов текущей успеваемости обучающихся по теме, разделу) – 15-20 заданий;

- сообщение (доклад) – до 3 страниц;

- реферат - до 12 страниц (рекомендуется использовать как творческую самостоятельную работу, которая выдается не менее чем на 2 недели)

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 – 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 – 2 раза.

ВНИМАНИЕ! Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся 711 классов 35 минут. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание и т. п)  в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается в соответствии с п. 10 СанПиН2.4.2.2821-10

Классы

Непрерывная деятельность (мин., не более)

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражающего свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на экранах отражающего свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудио записи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение дня для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 68 классах 2,5 ч, в 911 классах до 3,5 ч.

При выборе заданий для домашней работы отдавайте предпочтение разноплановым заданиям с небольшим объемом, но с долей творчества.

Шаблоны домашних заданий:

1. Составьте словарь терминов по теме…

2. Изучив текст учебника, перечислите основные факторы или раскройте преимущества и недостатки…

3. Закончите заполнение предложенной схемы по теме…

4. Проанализируйте график и сделайте вывод о…

5. Решите задачу по образцу…

6. Придумайте задачу (задание) к теме…

7. Составьте тесты закрытого типа (открытого, на соответствие) по теме…

8. Спрогнозируйте перспективы развития ... в нашем регионе.

9. Просмотрев видеосюжет, проанализируйте…

10. Создайте мини-проект по теме «…»

Практика работы показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

Помните, что для того, чтобы ученик чувствовал себя комфортно на on-line занятии, а само оно было продуктивным, каждая его минута должна быть оправдана и потрачена со смыслом. Учитель во время урока должен быть спокоен и сосредоточен на содержании занятия, а не на его технической стороне. Для этого к занятиям нужно готовиться, предусматривая специфику подобного взаимодействия, тренируя собственные навыки обращения с компьютером, периферийным оборудованием, коммуникационными программами.



        ДОТ: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ 

 Из опыта работы с электронными ресурсами Skysmart и Classtime

Бережной Р.П., учителя информатики МОУ «Школа № 18 г. Тореза» 

 Ссылки на видеоматериалы:

 Skysmart - https://www.youtube.com/watch?v=gjURdC8G51I&feature=emb_logo ,

Classtime -https://www.youtube.com/watch?v=acmDchZtXR0&feature=emb_logo


Navek Meet  — 
бесплатный сервис для организации видеоконференций и удаленного совместного обучения.
Navek Meet  предоставляет пользователям большой набор функций для совместной работы с использованием видео:
  - Неограниченное количество онлайн встреч;
             - Возможность демонстрировать экран другим участникам видеоконференции;                   - Возможность обмена текстовыми сообщениями;
             - Встречи не имеют ограничений по продолжительности;
             - Отсутствие регистрации;
             - Простота использования;
             - Возможность защитить доступ к конференции паролем;
             - Система абсолютно бесплатна.
Сервис обеспечивает передачу аудио-видео высокого качества и предоставляет инструменты для совместной работы с настольных ПК без необходимости установки дополнительного программного обеспечения (рекомендуется браузер Google Chrome). Совсем скоро появится приложение для мобильных устройств на базе IOS и Android.
Как начать пользоваться сервисом?
  1.    Нужно зайти на страницу сервиса, указать название видеоконференции, которую вы хотели бы создать и нажать кнопку “Начать”.
        2.      После входа в конференцию вам необходимо дать разрешение на использование камеры и микрофона и пригласить других участников.
       3.   Подробная инструкция по использованию сервиса доступна для скачивания на главной странице ресурса.
  

УДОБНЫЕ СЕРВИСЫ для дистанционной работы школ
Яндекс.Учебник (ссылка), бесплатный и очень хороший сервис. 
Uchi.ru (ссылка). Много материалов по разным предметам, легкое добавление учеников, готовые базы заданий, можно проводить урок онлайн и смотреть за прогрессом детей. Есть уроки во время карантина от других учителей.
Сервисы для подготовки своих курсов
Если вам не подходят готовые типовые задания, то вы можете более динамично создавать свои программы обучения. Снова-таки с возможностью автоматизированного тестирования, чтобы не проверять отдельные работы. Наш рейтинг:                                       
«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.


Проект «Инфоурок» объявляет о запуске «Инфошколы» - уникального набора инструментов, с помощью которых учителя могут проводить дистанционные занятия со своими классами.
Возможности «Инфошколы»:
Дистанционные занятия
Для эффективного проведения удаленного занятия необходимо максимально точно воспроизвести формат традиционного урока. Мы добавили возможность видеосвязи учителя с классами, чтобы педагоги могли получать полную обратную связь от учеников, видеть понимание и заинтересованность в их глазах. Благодаря данному инструменту учитель может:
- Провести дистанционное занятие как со всем классом, так и с одним или несколькими отдельно выбранными учениками.
- Показать 
готовый видеоурок из нашего каталога (более 3 400 обучающих роликов) в режиме онлайн.
- Воспользоваться функционалом 
онлайн-доски для наглядной демонстрации изучаемого материала (доступен как вывод готовых материалов, так и возможность писать и рисовать в онлайн-режиме).
- Давать высказаться ученикам с помощью функции поднятия руки.
- Общаться с учениками в сопроводительном чате (
также удобно в том случае, когда часть учеников не могут присоединиться с видео, это даст им возможность активно участвовать в уроке).
Расписание уроков
Педагоги знают, насколько для дистанционного обучения важна дисциплина и организованность. Мы перевели расписание уроков в цифровой формат. Теперь достаточно добавить онлайн-мероприятие и целевой класс в расписание - и все участники образовательного процесса получат оповещение, напоминающее о начале занятия:
Все запланированные занятия всегда будут у вас перед глазами, так гораздо удобнее планировать время и распределять нагрузку. 
Домашние задания
Для проверки знаний обучающихся вы можете воспользоваться как готовыми тестами из нашего каталога (более 35 000 тестов), так и создавать собственные проверочные работы в нашем конструкторе тестов. Осуществлять контроль за успеваемостью и проверять домашние работы теперь можно в онлайн-формате, и никаких стопок тетрадей!
Также учителя могут добавить в расписание участие учеников в международных дистанционных олимпиадах и конкурсах «Инфоурока».
  «Инфошкола» - самый оптимальный инструмент для перехода на дистанционное обучение:
- Все инструменты для дистанционного обучения в одном месте: от проведения занятий до проверки знаний.
- Готовые видеоматериалы и проверочные работы.
- Доступ к самой большой в рунете 
библиотеке методических материалов.
- Регулярное проведение актуальных дистанционных мероприятий, конкурсов и олимпиад для школьников с награждением.
- Самая большая онлайн-учительская: возможность общения с коллегами со всей России.
- Возможность создать 
профиль репетитора для проведения частных занятий.
- Учитесь и работайте в одном личном кабинете: более 750 
курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, видеолекциитесты и конференции на актуальную тематику для педагогов.
- Простота и удобство в использовании: подходит учителям любых возрастов, с разным уровнем компьютерной грамотности.
В честь запуска проекта всем участникам предоставляется бесплатный доступ ко всем доступным инструментам «Инфошколы».

       Банк образовательных ресурсов и онлайн обучение.

Инициатором курса выступило Министерство просвещения России, а непосредственным организатором — Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций».
Цель курса — научить пользоваться дистанционными форматами обучения, рассказать про создание образовательного контента, показать лучшие бесплатные ресурсы.
На ресурсе создан Банк образовательных ресурсов, в котором размещены полезные для педагогов бесплатные онлайн-платформы и курсы. Банк будет постоянно обновляться и дополняться. На сайте также проводится опрос педагогов о том, какие цифровые навыки востребованы и какие ресурсы, и сервисы были бы интересны. Это позволит сделать курс более динамичным и актуальным для учителей. В зависимости от пожеланий курс будет оперативно дорабатываться лекциями и другими материалами.

   Как создать свою онлайн школу с Zenclass?

Онлайн обучение в последние годы стало объектом внимания не только больших образовательных учреждений, но и отдельных учителей. Тех, кто системно использует технологию смешанного обучения или занимается удалённым репетиторством.
Конечно, можно отсылать учеников для работы с учительскими образовательными ресурсами в облачные хранилища. Но это путь весьма непродуктивен.
Учитывая возрастные особенности учеников, учитель хочет контролировать весь ход обучения, организовать образовательный процесс в единую систему.
Продолжаем искать такие платформы. Хотим познакомить с Zenclass.
Чем может заинтересовать данная платформа?
·         русскоязычная версия
·         бесплатный доступ до 5-ти человек
·         возможность разместить любое количество курсов
·         понятные инструменты
·         внедрение внешних образовательных авторских единиц.

Российские образовательные платформы открыли свободный доступ к контенту.

Чтобы ученики не теряли это время и продолжали учиться, образовательная платформа Фоксфорд открывает доступ ко всем своим платным курсам по базовой школьной программе до конца периода карантинов.
Skillbox  — онлайн-университет востребованных профессий в дизайне, программировании, маркетинге, управлении и гейминге. До 1 мая Skillbox открывает бесплатный доступ к лекциям и дистанционным курсам, чтобы вы могли получить востребованные знания и навыки не выходя из дома.
Коллектив образовательной платформы «Юрайт»  считает важным в сложной ситуации, связанной с переходом на дистанционное обучение, предоставить всем студентам и преподавателям возможность обучения в привычном темпе, не выходя при этом из дома. Все книги и сервисы образовательной платформы «Юрайт» теперь доступны бесплатно всем зарегистрированным студентам, преподавателям и библиотекарям вузов и колледжей страны.
Минпросвещения России подготовило методические рекомендации по использованию портала «Российская электронная школа». Инструкция размещена на официальном сайте Министерства. В настоящее время уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс «Российской электронной школы», одному из ключевых ресурсов национального проекта «Образование», доступны каждому пользователю, имеющему выход в Интернет.

            Рекомендации по организации дистанционного обучения
 Дистанционное обучение – это способ организации образовательной  деятельности, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять процесс обучения на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и школьником.
Оно может быть организовано как в режиме реального времени, так и в режиме асинхронного взаимодействия, при котором каждый ученик работает в своем темпе. Его место нахождения свободное. Единственным условием является обеспечение каждого учащегося компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к материалам курса.
При переходе к дистанционному обучению важно сохранить целостность и качество образовательного процесса. В этом поможет организация онлайн-занятий. 
Поддерживая рекомендации Минпросвещения РФ о переводе образовательного процесса в дистанционную форму, открывают свободный доступ к электронным формам учебников и образовательным сервисам:
· группа компаний «Просвещение» https://lecta.rosuchebnik.ru :
(бесплатный доступ к электронным формам учебников издательств «ДРОФА» и «ВЕНТАНА-ГРАФ» на образовательной онлайн-платформе LECTA; горячая линия методической помощи для учителей и школ vopros@prosv.ru ;
·образовательный портал «Инфоурок» https://infourok.ru/news/kak-organizovat-distancionnoe-obuchenie-na-vremya-karantina-2798.html («Как организовать дистанционное обучение на время карантина?»);
официальный видеоканал TutorOnline.ru «Учись на отлично!» онлайн-сервиса, предоставляет услуги лучших репетиторов для школьников, студентов и взрослых через Интернет!

        ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Платформами для онлайн обучения могут служить:
·    специальные виртуальные обучающие среды (Moodle и его аналоги) образовательных онлайн платформ Лекта, издательства Просвещение Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник, Российская Электронная школа, Образовариум и др.
·    другие площадки, вплоть до особым образом организованных учительских сайтов.
Кроме того, могут быть использованы готовые образовательные платформы.
·    Фоксфорд. Foxford — онлайн школа для подготовки школьников к ЕГЭ, олимпиадам и экзаменам, для учителя – множество полезных материалов, в том числе  курсы повышения квалификации.
·    Skills4u.ru. https://skills4u.ru/school/ «Школьные навыки» – проект для школьников, студентов и тех, кто нуждается в восстановлении не закрепленного в школе навыка.
·  Учи.ру. https://vk.com/uchi_ru  — это онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме.
·  «Российская электронная школа». https://resh.edu.ru/for-school – полный комплект учебно-методических документов для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 по 11 класс.


           

                                                           КАРАНТИН - НЕ ПОВОД НЕ УЧИТЬСЯ
1.2. Ученики ушли на дистанционную форму обучения. Впереди годовые контрольные  работы и выпускные экзамены. Задача учителя - организовать непрерывное обучение и продолжить  освоение школьной программы. Какие  простые, бесплатные, удобные  для педагогов и школьников  варианты возможны?
                                             Вариант 1: использование  онлайн-ресурсов.
  Для дистанционного обучения можно использовать обучающую платформу Якласс.  Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика.  Задания соответствуют школьной программе и охватывают все предметы и классы с 1 по 11. Якласс  помогает  проверить, как дети усвоили материал. Сервис довольно прост в использовании: учитель задаёт школьнику проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. На сервисе зарегистрированы 2,5 миллиона школьников и 500 тыс. учителей.  Учитель может выдавать домашние и проверочные работы каждому ученику, выстраивая индивидуальную траекторию обучения, или на весь класс. С помощью ресурса легко контролировать процесс освоения школьниками учебной программы — в разделе «Результаты учащихся» доступна информация : сколько времени ребёнок провёл на сайте и какое количество заданий выполнил. Следует  также отметить  простоту использования ресурса: учителям не придётся тратить время на то, чтобы разобраться в особенностях платформыПлатной  является только услуга Я+ (если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант), но и без нее на сайте можно  также эффективно работать.
  Возможность  бесплатно посмотреть занятие и пройти тестирование по материалу предоставляют также образовательные платформы Фоксфорд и https://skills4u.ru/ (бесплатная на время карантина) и другие.
    На Ютубе  сейчас  множество образовательный каналов по всем школьным предметам и по подготовке к ГИА. Например,  канал Тьютор онлайн (Учись на отлично!), школа им. Лобачевского. ОНЛАЙН (консультации по всем предметам  школьной программы с 1 по 11 класс),  канал Видеоуроки и т.д.
                      Вариант 2: создание обучающих закрытых групп (сообществ) в социальной сети ВКонтакте.
    Почему именно ВКонтакте?
  Во-первых, эта социальная сеть имеет удобный и  понятный интерфейс. Даже если учитель ранее не имел своей страницы и опыта создания групп (сообществ), он быстро сможет самостоятельно разобраться и начать работать.
 Во-вторых, ВКонтакте – сеть, популярная у школьников. Большинство из них имеет там свою страницу. Или они смогут её быстро создать.
 В-третьих, в группе ВКонтакте можно размещать видео, документы в формате Word, PDF, PowerPoint, Excel и других, ссылки на полезные страницы или сервисы сети Интернет, проводить прямые трансляции, опросы, создавать беседы, общаться в чате и т.д. Все перечисленное можно эффективно использовать при дистанционном обучении.
 В-четвертых, ученики могут отправлять файлы или фото с выполненными заданиями для проверки.
 В-пятых, для работы потребуется любое устройство, имеющее выход в Интернет. Плюсом является удобное мобильное приложение для смартфонов, которое легко скачать и установить на своё устройство.
                                       Порядок действий. Видеоинструкция
1.  Создаем закрытую группу. Со своей страницы переходим в раздел Сообщества и нажимаем в верхнем правом углу на кнопку «Создать сообщество». В появившемся окошке можно будет указать название сообщества, а также выбрать, будет ли это группа, публичная страница или встреча (мероприятие). После заполнения необходимых полей ещё раз нажимаем  на кнопку «Создать сообщество». Обращаем внимание, что  нужно выбрать «группу»  и указать, что она будет закрытая.
2.   В описании группы кратко сообщаем,  для каких целей она создана.  Например, «Группа создана для обучения математике учащихся 8-х классов. Здесь вы найдете обучающие ролики, презентации к занятиям, материалы для самостоятельной работы, домашние задания. А также сможете задать свои вопросы учителю».
3.  Рассылаем ссылку с адресом закрытой группы своим ученикам. Они должны перейти по ссылке и отправить запрос на вступление в группу. Мы будем  видеть все запросы и добавлять в группу только своих учеников.
4.  Оговариваем  и  закрепляем отдельным  постом правила группы. Например, определяем  время, когда будут проводиться занятия или будет размещаться материал для самостоятельной работы. Расписание дистанционных занятий сообщаем  родителям.
5.      Чтобы проверить присутствие на занятии  учеников или скачивание ими файлов с заданиями, проводим перекличку. Сделать это можно следующим образом. В комментариях к посту, прямой трансляции просим всех присутствующих поставить +. Таким образом, мы всегда будем  знать, кто с нами  или кто скачал задания.
6.  Для занятия записываем на любом мобильном устройстве небольшое видео с инструкцией, что должен сделать ученик. Или объяснение сложной темы. Выкладываем видео в группу. Размещаем презентацию к уроку, например, с объяснением решения задачи или примера.
7.     Ищем  интересные ресурсы к занятию в сети Интернет. Например, ролик на Ютуб. Выкладываем  в группе ссылку на него.
8.   Выполненные задания ученики могут отправлять прикрепленными файлами в формате Word или фото страницы рабочей тетради (листа) с мобильного телефона. Можно написать индивидуальное сообщение каждому участнику группы, переписку будем видеть только мы и тот, кому адресовано сообщение.
    Закрытая группа ВКонтакте предоставляет  массу возможностей для организации дистанционного обучения. Для учителя это может стать своеобразной пробой пера для освоения более серьезных  онлайн-сервисов.

Вариант 3:  воспользоваться рекомендациями Министерства просвещения России
Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения
                Учитель математики МОУ "Школа № 18 г. Тореза",                                                         
 специалист высшей квалификационной категории,  учитель-методист Фомина Н.В.


Комментариев нет:

Отправить комментарий